История храма

 

  

   Желая отметить рождение младшего сына Императора Николая I Великого князя Михаила Николаевича и окончание вспышки холеры, жители Малой Коломны, молившиеся в Никольском соборе, просили в 1832году позволить им выстроить на "Козьем болоте" собственный каменный храм. Через пять лет прапорщица Анна Дмитриевна Лебедева завещала для этой цели 25 тыс. рублей, но прошло еще семь лет, прежде чем нужные средства были собраны. В конце 1843 года Император разрешил возведение церкви.

   Как обычно, вначале из дерева была сооружена часовня для сбора пожертвований, освященная 10 марта 1846 года, а затем - временная Рождественская церковь на 1000 человек, где поставили иконостас из упраздненной Екатерингофской церкви. От была освящена 22 февраля 1846 года и простояла до 1861 года. В ней поставили гипсовую модель Вифлеемской пещеры. 24 апреля 1849 года произошло освящение бокового Тихвинского придела.

   Первоначальный проект каменной церкви, предложенный А.И.Шевцовым, Николай I не одобрил, потребовав "дать церкви лучший вид". Н.Е.Ефимов переделал этот проект, и с крестным ходом из Никольского собора епископ Ревельский Нафанаил заложил 12 октября 1847 двухэтажный каменный храм на 1500 человек, близкий по своему русско-византийскому стилю одновременным постройкам К.А.Тона. На его строительство в этот день среди присутствующих было собрано 4402 рубля. Из-за болотистой почвы храм строился на сваях. Работами руководили сперва А.И.Шевцов и В.Ф.Небольсин, а с 1850 г. - опытный Ф.И.Руска.

   Хотя в 1851г. здание было вчерне готово, распри в строительном комитете и нехватка денег сильно замедлили его отделку, которую вёл К.Я.Маевский, ученик Тона. К 1855 г. на церкви установили кресты, своим видом копировавшие кресты Исаакиевского собора, а фасады окрасили в охристый цвет. Только 28 февраля 1859 года митрополит Григорий освятил главный придел верхнего храма. За ним последовали: 4 октября 1859г.  - правый Тихвинский и 8 ноября 1861г.  - левый Михайловский, от которого пошло народное название церкви. Колокола были повешены в барабанах боковых главок.

   Снаружи купола и кресты церкви были вначале покрыты особой золоченой тканью, изобретенной купцом Старчиковым, но она оказалась непрочной, и со временем ее пришлось заменить покраской. Минуло несколько лет, и Маевскому в 1867—1869г.г. пришлось ремонтировать главный купол, который стал протекать. Тогда же он перестроил паперть и пристроил ризницу. Иконостасы в верхнем храме вырезал из сосны охтинский резчик П.М.Алексеев, иконы в главном приделе написали В.Н.Бовин и К.С.Осокин (он же расписал купол), лепку исполнил С.И.Муратов. Эскиз иконостаса утвердил сам Император, избравший русский стиль.

   Уникальность всему храму придавала церковь-вертеп в центре подвального этажа, которая в точности воспроизводила Вифлеемский храм на месте Рождения Спасителя. При ее создании арх. С.В.Садовниковым "...были собраны все известные доселе описания Вифлеемской пещеры" и использованы советы изображавших её художников — братьев Г.Г. и Н.Г. Чернецовых, М.Н.Воробьева и известного духовного писателя А.С.Норова.

   В вертеп вёл длинный освещённый лампадами проход. Золоченые рельефные фигуры ангелов с надписью: „Слава в вышних Богу" размещались над выложенным белым мрамором входом, который закрывала завеса из красного бархата. Место Рождества было обозначено полукруглой мраморной нишей с золотой звездой в центре, вокруг которой шла эмалевая лента со словами „Видевше же звезду возрадовашася радостию велиею зело". Справа каменный навес с колоннами означал место поклонения волхвов и пастырей, гранитный камень - место отдыха паломников, рядом находился мраморный колодец с освященной водой. Со сводчатого потолка спускались 47 разнообразных лампад, на стенах восковыми красками были изображены рождественские сюжеты и висело множество икон.

   Вертеп в нижнем храме был освящен 22 июня 1880г. митрополитом Исидором вместе с приделом св. Иоанна Крестителя, созданным на средства старосты Н.И.Глазова, а Рождественский придел - 22 декабря 1887 г., накануне Рождества. По пятницам в этой церкви служилась рождественская вечерня; здесь же с 1894г. до постройки своего храма молились православные эстонцы.

   В створе Торговой улицы И.М.Гольмдорф в 1895-1897г.г. выстроил вместо деревянной каменную часовню на средства купеческой вдовы П.А.Фоминой.

   В 1905 в церкви был сделан капитальный ремонт с малым освящением, а на следующий год вокруг неё разбит сквер, окруженный чугунной оградой. В 1910г. верхний храм вновь освящен после ремонта, при котором мастера обновили серебряный престол и, под руководством В.М.Измаиловича, росписи.

   В церкви не было старинных икон и святынь, кроме одной, с мощами свв. Николая, Пантелеймона, Параскевы и Сергия Радонежского, чей образ в полный рост подарили в 1894г. хоругвеносцы Троице-Сергиевой лавры. Имелись зато дорогие, в серебряных окладах Евангелия и образа, богатый ковчег из золоченого серебра и красивая гробница для плащаницы, сделанная в 1859г. фирмой Хлебникова.

   С 1870г. при церкви работало Общество вспоможения бедным с Калитинской женской богадельней и убежищем для девочек и мальчиков.

   24 июля, в память о холере, вокруг соседнего Матисова острова шел крестный ход. С 1915г. действовало миссионерское братство.

   С 1901г. священником храма служил о. Димитрий Феофанович Стефанович, активный церковный деятель, а настоятелем в 1917-1924г.г. был протоиерей Николай Иоаннович Изборский. Его место занял потом протоиерей Михаил Павлович Чельцов, расстрелянный в Рождество 1931г. по "делу графини Зарнекау". С октября 1929г. нижним храмом пользовались иосифляне, не признававшие патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

   После того как замолк огромный 9-тонный колокол, созывавший прихожан, 8-10 марта 1932г. храм был закрыт, несмотря на сопротивление верующих, и в том же году взорван. Утварь и часть икон были перенесены в Покровскую Коломенскую церковь и Русский музей.

 

В.В.Антонов, А.В.Кобак. "Святыни Санкт-Петербурга". Христианская историко-церковная энциклопедия. "Лики России", 2003.

 
 

<< На главную страницу

© Богданов В.Т., 2008